Финансовые технологии и большие данные

Финансовые технологии и большие данные

Большие данные плотно вошли во все сферы человеческой деятельности. Это вывело две стороны бизнеса: покупатель-продавец, заказчик-исполнитель, арендатор-арендодатель на качественно новый уровень. Теперь, чтобы получить услугу, требуется гораздо меньше времени. Корпорации-продавцы давно знают, где клиент, что он хочет, куда пошел, что поел. Для этого даже не нужно проводить опросы. Можно просто заплатить деньги, и стать обладателем большой базы данных, где содержится информация о каждом. На кого-то больше, на кого-то меньше, но там есть все…

Благодаря Big Data продавцу не нужно тратить много времени, чтобы узнать предпочтения покупателя. Достаточно посмотреть статистику по данным, и можно делать уникальное предложение, от которого клиент не сможет отказаться.

Финансы не являются исключением. Большие данные плотно засели в эту сферу деятельности человека, продолжая развиваться и совершенствоваться. Технология шагает все дальше вперед, гарантируя для финансистов радужные перспективы.

Что означает термин «большие данные»

Этот термин стал известен совсем недавно. В 80-х годах, когда интернет технологии еще казались чем-то заоблачным, начались исследования в сфере вычленения данных из большой паутины других данных. Тогда все это было теорией. Исследователи и математики строили предположения и гипотезы, но вот до практических испытаний дело не доходило, возможностей такого уровня тогда не было. Практика и анализ появились несколько лет назад.

Большие данные начали скапливаться при появлении соцсетей. Сети, которые связали по всему миру миллиарды людей, стали неотъемлемой частью жизни человека, создавая паутину данных о каждом. Каждое действие человека может отслеживаться. Сделал шаг – и о нем знают миллионы. Кто понравился, что понравилось, кто с кем живет, кто чем мыслит – человек рассказывает о себе самое главное, предоставляя продавцам возможность узнать о его потребностях максимум.

Даже простой поиск информации в интернете оказался на руку продавцам. Получая эти данные, они шлют уникальные предложения. Не замечали? Достаточно вбить в поисковик любую фразу о поиске предмета, как тут же появляются постоянно рекламные баннеры с этим товаром.

Еще проще отследить человека и его данные по смартфону. «умная» техника постоянно передает зашифрованные данные о местонахождении, покупках, общении, проблемах. Объем Big Data колоссален: порядка 155 эксабайт. В привычных гигабайтах это 155 млрд. И это только в России.

Анализом больших данных занимаются сотни тысяч человек. Они скрупулёзно обрабатывают поступающую информацию, дешифруя и передавая ее дальше по четко выверенной цепи.

Финтех и большие данные

Финансисты тоже не стали исключением, активно используя Big Data. Данные здесь нужны для повышения продаж, улучшения настроения клиента, расположения покупателя, борьбы с мошенниками, скоринга.

Эффективность той или иной банковской системы зависит напрямую от числа проданных продуктов. Если удается привлечь клиента максимально, продав ему все услуги, значит, банк высокоэффективен и безубыточен.

Чтобы увеличить поток клиентов и их расположенность к продукту банка, нужно сделать уникальное предложение, подстраиваемое под потребности каждого из потенциальных партнеров. Делать это нужно крайне осторожно. Легко и ненавязчиво. В тот момент, когда клиент в этом действительно нуждается. Чтобы не пропустить этот момент, банки используют анализ больших данных.

Если собрать максимально много информации о человеке, выявить все его потребности не составит труда. Вот этим и занимаются исследователи и разработчики. Компании, занимающиеся или связанные с IT-технологиями, всегда trade-in. Они знают все о клиенте и его потребностях. Информационный центр «21 век» использует большие данные (big data) и затрачивает ресурсы на собственные разработки.

  • Человек много путешествует – получает выгодное предложение от банка с кэшбеком в виде милей;
  • Клиент собирается сделать ремонт – вот готовое предложение взять деньги без залога;
  • Автолюбитель присмотрел новый транспорт – получай автокредит на выгодных условиях.

Вы можете сами проследить за передачей данных по сети. Зайдите в интернет, посмотрите, какая реклама отображается вокруг. Это все именно Ваши предпочтения и потребности. Зайдите в соцсети, посмотрите рекламные баннера и рекламу в новостных лентах – это все, что Вам нужно здесь и сейчас.

Каждое действие, которое сопряжено с использованием сетей, уходит в данные о клиенте. Заплатили госпошлину – банк данных пополнился, сходили к врачу – новая страничка в сетевой биографии.

Это двусторонняя помощь для клиента и продавца. Продавец получает информацию о том, что нужно покупателю. Покупатель получает удобный, быстрый, персонифицированный сервис.

Еще одна помощь финансистам от больших данных – скоринговая система. Это анализ данных клиента о его платежеспособности. Через скоринг проверяется потенциальная возможность оплаты, кредитная история, уровень заработка, предыдущие займы и возвраты, сведения о крупных приобретениях.

Еще один важный показатель для банка – анализ соцсетей. Здесь проверяется уровень развития потенциального заемщика. Для этого проверяются посты на стене, записи, заметки, личные данные.

Большие данные неразрывно связаны с безопасностью. В этой области сейчас идет непосредственное развитие. Через проверку Big Data ведется борьба с мошенниками. Проверяется количество небезопасных выходов с одного IP-адреса, повторяемость платежей, размеры. Выводится профиль плательщика. Человек, совершающий сомнительные операции, ставится в стоп-лист, где дальше ведется тщательная проверка и отслеживание его действий. В тревожный список попадают новые пользователи, фейковые страницы, нонэйм-аккаунты.

Будущее Big Data в FinTech

Интернет технологии, сетевой мир все больше переплетается с реальностью и это, несомненно, приведет к полной компьютеризации и технологизации данных о человеке. Характеристика человека становится все точнее и больше. Люди живут в сети, заменяя реальную жизнь виртуальной.

Платежная система будет и дальше меняться. Наличные деньги будут уходить в прошлое. Никаких бумажек, никаких карт или других физических методов оплаты. Человек указывает электронный путь нахождения денег, совершая платежи одним нажатием кнопки.

Коммуналка, регулярные платежи, кредиты будут просто списываться с личного счета. Не нужно следить за ними. Это сделает робот.