Хранение информации
Операторы сотовой связи подтвердили, что сохраняют данные об абонентах. К примеру, представитель МТС озвучил некоторые цифры: за три последних года у провайдера хранится 1,8 петабайт (ПБ) информации об абонентах и их действиях, а в 2019 году планируется увеличить объем сохраняемых данных до 13 ПБ.
Для сравнения: 13 ПБ – это воспоминание тринадцати людей за всю жизнь.
Второй оператор – Beeline – сохраняет информацию с 2014 года, и накопил более 4 петабайт. «Мегафон» и «Теле2» подтвердили факт хранения, но отказались озвучивать точные цифры.
С какой целью хранится информация
Данные абонентов используется операторами для получения прибыли. Генеральный директор TelecomDaily считает, что провайдеры анализируют поисковые запросы, перечень активных приложений, любимые сайты и наиболее посещаемые места абонентов. На основе оплаченных данных, они разрабатывают новые тарифные планы, строят новые торговые точки, меняют стратегию развития и т.д.
Такой подход работы с огромным объемом информации получил название Big Data (Большие Данные).
Например, компания «Билайн» после разделения «Евросети», проанализировала количество клиентов, приходящих в магазины сотовой связи. Сделала выборку по наиболее посещаемым и прибыльным, и провела ребрендинг.
Благодаря проведенному анализу, прибыль компании выросла на 107% после открытия новых торговых точек за второй квартал 2018 года.
Компания «Теле2» также воспользовалась возможностями Big Data. Провайдер совместил архив информации с картой населенных пунктов. Полученный результат помог выбрать оптимальные места для открытия новых салонов продаж. Найденные слабые участки в канале связи были ликвидированы путем построения дополнительный станций связи.
Оператор сотовой связи «Мегафон» использовала Big Data для создания новых тарифных планов, проанализировав действия абонентов за последний год.
Все провайдеры используют массивы данных для определения целевой аудитории и повышения эффективности рекламных компаний. При этом операторы готовы рассчитать портрет конечного потребителя для сторонних владельцев бизнеса.
Как отказаться от анализа информации
Не всем абонентам нравится, что операторы сотовой связи следят за действиями и перемещениями. Возникает закономерный вопрос – как отказаться от сбора информации? Насколько законны действия операторов?
На начало 2019 года не существует единого мнения по заданным вопросам. Провайдеры утверждают, что информация собирается только в обезличенном виде. По поводу отказа от анализа данных, операторы не пришли к единому решению.
Компания «Билайн» считает, что хранимая информация – это персональные данные, и обрабатывать информацию в соответствии с законом «О персональных данных». Соответственно, клиент вправе написать письменный отказ, и его данные будут только храниться без использования в системах по типу Big Data.
Оператор Tele2 имеет противоположную точку зрения. Обезличенная информация, которая поступает к провайдеру является собственностью компании, а не пользователя. Оператор вправе распоряжаться ею по законам РФ. Соответственно, абонент не может отказаться от обработки обезличенных данных, так как она уже обезличена и не принадлежит клиенту.
В марте 2019 года Госдума России занялась вплотную данным вопросом и рассматривает законопроект о цифровых правах граждан. Планируется внести соответствующие поправки в Гражданский кодекс, а также добавить новое соглашение. Подписав документ, гражданин запрещает передавать сведения о своих действиях третьим лицам.
Законопроект вступит в силу первого октября 2019 года.