Существует реальное опасение, что развитие ИИ в будущем подставит под удар одну из самых творческих специальностей. Чтобы не быть застигнутыми врасплох, дизайнерам следует заранее подготовиться к конкурентной борьбе. Приводим основные моменты статьи Роба Гирлинга, в которой соучредитель Artefact рассуждает о влиянии искусственного интеллекта на дизайн и дает рекомендации будущему поколению как удержать значимость профессии и добиться успеха в изменяющемся мире цифровых технологий.
Стать дизайнером сможет любой человек
В настоящее время креативность и развитый социальный интеллект востребованы практически во всех профессиях, связанных с дизайном. Специалисты должны уметь вести переговоры и убеждать, формулировать проблемные задачи, обладать эмпатией и творческим мышлением. При этом использование технологий искусственного интеллекта позволяет все большему числу непрофессионалов осваивать для повышения конкурентоспособности те же навыки. Автор статьи приводит в пример внедрение курсов по дизайн-мышлению в медицинских вузах.
Уже в ближайшем будущем это приведет к тому, что дизайнеры лишатся статуса самой творческой профессии и будут вынуждены осваивать дополнительные функции. По мнению Роба Гирлинга, появится большое количество новых специальностей на стыке дизайна и других областей.
От дизайнера потребуется кураторство, а не создание
На примере использования искусственного интеллекта в разработке игровых виртуальных пространств, прослеживается тенденция смещения акцентов в профессии дизайнер. Машинные технологии способны самостоятельно генерировать сотни вариантов, среди которых профессионалам остается лишь выбрать оптимальный. Работа дизайнера в скором времени будет заключаться в постановке задач, разработке основных параметров и ограничений, контроле и корректировке сгенерированного ИИ результата. По сути – функция человека в этом процессе сместится в сторону кураторства, а компьютерные технологии будут заниматься созданием самих моделей.
Придет эра дизайнеров мегазвезд
С одной стороны, внедрение ИИ в параметрическое проектирование приведет к тому, что освоить профессию дизайнера сможет большое количество непрофессионалов и самоучек. Представители отрасли воспользуются возросшей продуктивностью усовершенствованных систем машинного обучения. Это скорректирует ситуацию в нижнем сегменте рынка: существенно увеличится конкуренция и произойдет снижение стоимости услуг специалистов.
С другой стороны, автор статьи утверждает, что суперпрофессионалы не только не потеряют свои позиции, но и станут более востребованными. В середине 90-х годов подобная ситуация вытеснила низший сегмент рынка в печатном и графическом дизайне и, вместе с тем, спровоцировала рост популярности к индустрии в целом. До тех пор пока технологии искусственного интеллекта не смогут предложить новаторский контент, ведущие специалисты отрасли будут пользоваться высоким спросом.
Виртуальный дизайн придет на смену традиционным формам
В связи с повышением интереса к цифровым мирам и услугам, следующий этап развития профессии – обеспечение межличностного взаимодействия в виртуальной реальности. Роб Гирлинг считает, что для решения этой уникальной задачи требуются навыки творческого мышления и развитый социальный интеллект, присущий человеку. Доверить такую работу машинным алгоритмам пока не представляется возможным. За обмен опытом и другие аспекты взаимодействия будут отвечать дизайнеры будущего. Кроме того, в виртуальном мире возрастет спрос и на традиционные профессии, связанные с отраслью, например, архитекторов, дизайнеров интерьера, моды.
Влияние ИИ на будущее человечества
Искусственный интеллект, безусловно, «крадет» часть работы у современных дизайнеров. При этом нельзя игнорировать его заслуги в развитии профессии. Совместная деятельность человека и искусственного разума позволяет добиться уникальных результатов, которые невозможно достичь, работая порознь. В качестве примера, соучредитель компании Artefact Роб Гирлинг обращает внимание на создание невообразимых форм Майкла Хансмайера. Его алгоритмы генерируют невероятные архитектурные объекты с миллионом уникальных граней, создать которые не под силу человеку.
В этом прецеденте видится возможность в будущем активизировать творческие навыки, как отдельных личностей, так и профессионалов. ИИ в качестве индивидуального помощника, понимающего человеческую мотивацию, предлагающего различные варианты и методы профессионального совершенствования – притягательная идея будущего. Так же как и боты, тестирующие разработанные продукты в различных условиях и корректирующие их еще до момента выхода рабочей модели.
Искусственный интеллект не угрожает дизайнерам, а расширяет профессиональные возможности. Особенно это относится к тем представителям отрасли, которые разрабатывают алгоритмы взаимодействия человека и машинного разума. Будущее ставит перед дизайнерами вопросы, ответы на которые только предстоит найти. Как создавать новые системы ИИ, способствующие повышению креативности и вовлеченности в реальный мир? Как разрабатывать и внедрять услуги интеллектуальных сетей? Как использовать возможности, которые предоставляет искусственный интеллект для повышения продуктивности человека?